Определение износостойкости хромового покрытияСравнительный анализ характеристик износостойкости образца 3Х2B8Ф с гальваническим покрытием на основе хрома в соответствии с программой испытаний для высокотемпературного трибометра производства фирмы CSM Instruments и контактного профилометра производства фирмы Taylor Hobson.
Методика проведения испытаний Коэффициент трения и скорость износа покрытия и контртела измеряли на автоматизированной машине трения (Tribometer, CSM Instruments, Швейцария), управляемой компьютером (рис.1), по стандартной схеме испытания “шарик-диск” (рис. 2).
Образец устанавливали в держателе, перпендикулярно плоскости образца закрепляли стержень, на конце которого находился шарик диаметром 6 мм из стали 100Cr6. С помощью регулировки датчика перемещения выбирали радиус кривизны износа, еще один датчик компенсировал силу трения и позволял установить значение коэффициента трения в определенный момент времени. Подготовка к испытанию включала: А) три вида калибровки 1) калибровку скорости и вращения мотора; 2) калибровку тангенциального смещения датчика; 3) калибровку радиуса. Б) установку параметров испытания с помощью специального программного обеспечения (программа Instrum X for Tribometer). Задавалась следующая, необходимая для испытания информация: 1) частота опроса датчика; 2) данные об окружающей среде; - температура, - влажность. 3) величина нагрузки, при которой будет проводиться испытание; 4) линейная скорость, см/сек; 5) длина пробега в метрах или количество циклов; 6) информация о подложке: - материал покрытия; - материал подложки; - вид предварительной очистки образца перед испытанием; 7) информация о контртеле (шарике): - материал покрытия; - материал контртела; - вид предварительной очистки контртела перед испытанием; - размер, мм; - геометрия. Испытания проводили на воздухе (температура окружающей среды 30°С, атмосферное давление 25,4 атм., влажность 44,0%) при нагрузке 5 Н и линейной скорости 10 см/сек, радиусом кривизны износа 7,62 мм, путь трения составлял 100 метров. В результате проведенных испытаний оценивали интенсивность износа образца и статистического партнера (шарика) по формуле:
где – W интенсивность износа, , V – объем удаленного материала, мм3, P – нагрузка, H, l– путь трения, м. Определив диаметр износа шарика с помощью оптического инвертированного микроскопа Olympus GX 71, объем удаленного материала на шарике считали по следующей формуле:
где , d - диаметр износа, мм; r - радиус шарика, мм; h - высота сегмента, мм. Объем удаленного материала покрытия определяли по сечению дорожки износа на поверхности образца с помощью автоматизированного прецизионного контактного профилометра Surtronic 25 производства фирмы Taylor Hobson. Объем удаленного материала образца определяли по формуле:
где l – длина окружности, мм; s – площадь поперечного сечения дорожки износа, мм2. Результаты Значения коэффициента трения µ и износостойкости ν , полученные при испытаниях, приведены на рисунке 3 и в таблице 1.
Рис. 3. Результаты трибологических испытаний образца 3Х2B8Ф с гальваническим покрытием на основе хрома. Таблица 1 Сравнение результатов трибологических испытаний образцов с покрытием на основе хрома
Рис. 5. Растровое изображение и элементный состав участков износа (съемка в режиме высокого вакуума, ускоряющее напряжение 30 кВ). |